Выставочная программа фестиваля Типомания 2018 в Москве

Красный Восток

Красный Восток

Совместный проект Типомании и Фонда Марджани.

Плакаты Советского Востока, революционного времени, 1920-х и 1930-х годов, печатавшиеся на территории Волго-Уральского региона, Средней Азии и Кавказа, обладали особым стилем и смелостью дизайнерских решений, упрощенно показывая реалии Востока.
Стилистика плакатов двадцатых и тридцатых годов различна. Двадцатые годы, знаменитые авангардистскими экспериментами, отмечены недолгим периодом тесного сотрудничества властей с художниками-новаторами. Не имея четких предписаний, художники фантазировали, создавая необычные, часто очень смелые сюжеты. На плакаты мусульманского Востока 1920-х годов определенное влияние оказали модерн, авангард и конструктивизм, традиции народного лубка и татарского шамаиля. По цветовым решениям плакаты Казани, Уфы отличаются более сдержанной цветовой гаммой по сравнению со среднеазиатскими и азербайджанскими. В первое послереволюционное десятилетие были распространены многофигурные, насыщенные деталями композиции с обилием повествовательных текстов. К концу 1920-х годов сложились определенные шаблоны: монументальные фигуры, короткие и емкие по содержанию лозунги, выведенные крупным четким шрифтом, яркие, контрастные цвета с преобладанием красного. В плакатах второй половины 1930-х годов активно используется военная символика.

Особенностью плакатов стал и выбор актуальных тем. Наряду с общими для всей страны темами международной солидарности трудящихся, критикой политического соглашательства, борьбы за всеобщую грамотность, позднее агитации за промышленное строительство, распространение получили темы помощи голодающим Поволжья, освобождения женщины Востока, борьбы с байством, земельно-водная реформа и развитие товарного хлопководства, уничтожение религиозных элементов — мулл и ишанов.

Учитывая важное значение в мусульманских регионах арабской письменности, на первых порах советская пропаганда использовала арабскую графику, как символ власти, закона и одновременно как компромисс с традициями исламской культуры. В советской России первого послереволюционного десятилетия издавались плакаты на литературном арабском, фарси, староосманском и местных языках. Антирелигиозная пропаганда второй половины 1920-х годов ознаменовалась в том числе переходом на латинский алфавит. К этому периоду относятся плакаты, в которых одновременно использовали арабскую, латинскую графику и кириллицу. В 1930-е годы в связи с установкой на победу социализма в отдельно взятой стране русский был признан официальным языком государства и главным языком советской пропаганды. Национальные языки признавались, но только в новой графике, а использование арабских шрифтов стало признаком инакомыслия.

Интервью с Марией Филатовой, куратором выставки:
republic.ru/posts/90993

Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток
Красный Восток